VIRO NEWS
Предупреждён, значит, вооружён
Кто виновен в эпидемиях? Есть стандарт ответов со времен чумы
11.05.2023
Чума, ведьмы, COVID… и другие неприятности
Всех волнует вопрос: как в XXI веке случилась пандемия?
Версия, что причиной этому послужила утечка из лаборатории в китайском Ухане – остается одной из самых популярных. В США ее поддерживают на многих уровнях: и в отчете республиканцев в Сенате, и в Министерстве энергетики, и в ФБР.
Но ученые-медиевисты, занимающиеся историей Средних веков, видят в популярности теории об утечке признаки «эффекта заражения», связанного с магическим мышлением. В его основе давняя вера человечества в то, что видимый результат каким-то образом спровоцирован скрытой злой сущностью. Для объяснения эпидемий чумы также существовал их «источник», которому население стремилось приписать распространение смертельной болезни: умысел «врагов».
Беспокойство, все еще бурлящее в консервативных СМИ в США, перекликается с обвинениями в отравлении колодцев в средневековой Европе. Тогда они вылились в массовое насилие в середине XIV века и сохранились в более поздних легендах о способности ведьм изобретать ядовитые вещества.
В век антибиотиков и научных объяснений нам нравится думать о себе как о людях, более продвинутых, чем наши предки. Но исследования истории теорий заговора и ксенофобии описывает более сложную ситуацию, в которой магическое мышление продолжает формировать реакцию людей на такие бедствия как пандемия.
Все неизвестное пугает. Страх заражения часто возникает из-за тревоги и непонимания всех аспектов болезни. Большинство нас в первые месяцы пандемии дезинфицировали продукты питания, принесенные из магазина, и почтовые посылки.
На портале theconversation.com опубликована статья о работе историков под названием «Первая эра фейковых новостей: охота на ведьм, антисемитизм и исламофобия». В ней исследуется процесс: как мифы, возникшие в Средние века, до сих пор используются для оправдания современных злодеяний. Это показывает, как «эффект заражения» также приводит к поиску козла отпущения и ошибочному приписыванию вины. Угроза болезни накладывается на подозрительных «других»: таких как иудеи в Средние века или китайские лаборатории в наше время.
В 1348–1349 годах еврейские общины обвинялись в отравлении колодцев с целью вызвать вспышки чумы. Евреев пытались уличить в изготовлении ядовитых порошков из пауков, жаб и человеческих останков — ингредиентов составляют список предметов, вызывающих отвращение и страх заражения.
Но дело было не только в физической возможности инфицирования. Евреев считали подозрительными просто потому, что они экзотическими религиозными аутсайдерами, которые могли иметь связи с единоверцами в других городах. Средневековые проповедники не стеснялись об этом заявлять, что иноверцы только своим присутствием могут отравлять христианские общины.
Так выглядит этот «магический» вид заражения, возникающий из-за боязни того, что простой контакт с ненадежным посторонним каким-то образом делает нас уязвимыми для влияний или действий, которых мы не понимаем. «Эффект заражения» легко убедил средневековых христиан в том, что ужасная болезнь исходит от людей, уже считавшихся подозрительными. И результатом этого стала массовая резня еврейских общин в Центральной Европе.
Аналогичные опасения по поводу магического заражения есть и в теориях о том, что причиной пандемии стала утечка из лаборатории. Обвинение — мощный мотиватор. Мы продолжаем руководствоваться идеей, что ответственность должна нести какая-то конкретная организация, а не хаотичные процессы мутации вируса.
Даже Китай принял эту логику, выдвигая различные предположения о появлении COVID-19 где угодно за пределами его границ. Эффектом заражения также манипулировали в политических целях. Раннее раздувание страха Дональда Трампа по поводу «китайского вируса» было удобным отвлечением от неудач его администрации в первые дни пандемии.
Подобно средневековым священникам некоторым политикам было легче успокоить ярость и тревогу людей рассказами о коварных злоумышленниках, чем признать неудачу и отсутствие точной информации.
Гипотеза об утечке из лаборатории имеет право на существование. Но использовать ее как способ выявления врагов и их наказания — плохая идея. Также и заведомое предположение о том, что за каждым крупным событием стоят чьи-то злодейские намерения, является краеугольным камнем заговорщического мышления, как древнего, так и современного.
Когда-то это было представлено как «угроза» христианству, сейчас «злодейство», направленное на политическое доминирование.
На вопрос о происхождении COVID-19, возможно, никогда не будет дано ответа. Многим трудно вынести этот факт. Тем не менее стоит ограничить свою историческую модель чрезмерной реакции, теорий заговора и обвинений, чтобы оставаться честными и принять, что в основе катастроф не всегда лежит злая воля или козни. А пределы наших обобщений должны быть ограничены нашими знаниями.
Источник
Всех волнует вопрос: как в XXI веке случилась пандемия?
Версия, что причиной этому послужила утечка из лаборатории в китайском Ухане – остается одной из самых популярных. В США ее поддерживают на многих уровнях: и в отчете республиканцев в Сенате, и в Министерстве энергетики, и в ФБР.
Но ученые-медиевисты, занимающиеся историей Средних веков, видят в популярности теории об утечке признаки «эффекта заражения», связанного с магическим мышлением. В его основе давняя вера человечества в то, что видимый результат каким-то образом спровоцирован скрытой злой сущностью. Для объяснения эпидемий чумы также существовал их «источник», которому население стремилось приписать распространение смертельной болезни: умысел «врагов».
Беспокойство, все еще бурлящее в консервативных СМИ в США, перекликается с обвинениями в отравлении колодцев в средневековой Европе. Тогда они вылились в массовое насилие в середине XIV века и сохранились в более поздних легендах о способности ведьм изобретать ядовитые вещества.
В век антибиотиков и научных объяснений нам нравится думать о себе как о людях, более продвинутых, чем наши предки. Но исследования истории теорий заговора и ксенофобии описывает более сложную ситуацию, в которой магическое мышление продолжает формировать реакцию людей на такие бедствия как пандемия.
Все неизвестное пугает. Страх заражения часто возникает из-за тревоги и непонимания всех аспектов болезни. Большинство нас в первые месяцы пандемии дезинфицировали продукты питания, принесенные из магазина, и почтовые посылки.
На портале theconversation.com опубликована статья о работе историков под названием «Первая эра фейковых новостей: охота на ведьм, антисемитизм и исламофобия». В ней исследуется процесс: как мифы, возникшие в Средние века, до сих пор используются для оправдания современных злодеяний. Это показывает, как «эффект заражения» также приводит к поиску козла отпущения и ошибочному приписыванию вины. Угроза болезни накладывается на подозрительных «других»: таких как иудеи в Средние века или китайские лаборатории в наше время.
В 1348–1349 годах еврейские общины обвинялись в отравлении колодцев с целью вызвать вспышки чумы. Евреев пытались уличить в изготовлении ядовитых порошков из пауков, жаб и человеческих останков — ингредиентов составляют список предметов, вызывающих отвращение и страх заражения.
Но дело было не только в физической возможности инфицирования. Евреев считали подозрительными просто потому, что они экзотическими религиозными аутсайдерами, которые могли иметь связи с единоверцами в других городах. Средневековые проповедники не стеснялись об этом заявлять, что иноверцы только своим присутствием могут отравлять христианские общины.
Так выглядит этот «магический» вид заражения, возникающий из-за боязни того, что простой контакт с ненадежным посторонним каким-то образом делает нас уязвимыми для влияний или действий, которых мы не понимаем. «Эффект заражения» легко убедил средневековых христиан в том, что ужасная болезнь исходит от людей, уже считавшихся подозрительными. И результатом этого стала массовая резня еврейских общин в Центральной Европе.
Аналогичные опасения по поводу магического заражения есть и в теориях о том, что причиной пандемии стала утечка из лаборатории. Обвинение — мощный мотиватор. Мы продолжаем руководствоваться идеей, что ответственность должна нести какая-то конкретная организация, а не хаотичные процессы мутации вируса.
Даже Китай принял эту логику, выдвигая различные предположения о появлении COVID-19 где угодно за пределами его границ. Эффектом заражения также манипулировали в политических целях. Раннее раздувание страха Дональда Трампа по поводу «китайского вируса» было удобным отвлечением от неудач его администрации в первые дни пандемии.
Подобно средневековым священникам некоторым политикам было легче успокоить ярость и тревогу людей рассказами о коварных злоумышленниках, чем признать неудачу и отсутствие точной информации.
Гипотеза об утечке из лаборатории имеет право на существование. Но использовать ее как способ выявления врагов и их наказания — плохая идея. Также и заведомое предположение о том, что за каждым крупным событием стоят чьи-то злодейские намерения, является краеугольным камнем заговорщического мышления, как древнего, так и современного.
Когда-то это было представлено как «угроза» христианству, сейчас «злодейство», направленное на политическое доминирование.
На вопрос о происхождении COVID-19, возможно, никогда не будет дано ответа. Многим трудно вынести этот факт. Тем не менее стоит ограничить свою историческую модель чрезмерной реакции, теорий заговора и обвинений, чтобы оставаться честными и принять, что в основе катастроф не всегда лежит злая воля или козни. А пределы наших обобщений должны быть ограничены нашими знаниями.
ДРУГИЕ Новости